Тихая революция санитарно-защитных зон

Всем, кто занимается недвижимостью и строительством, хорошо знакомо крайне незначительное и весьма устаревшее регулирование санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ).

Основным (и практически единственным) документом уже долгие годы был СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», обладающей полным набором классических недостатков юридической техники.

При этом наибольшие трудности на практике вызывали несколько вопросов:

— ограничения права обращаться за установлением СЗЗ только правообладателем источника загрязнения – и это при том, что СЗЗ устанавливалась в отношении участков, ему не принадлежащих. Как итог, на рынке процветало санитарно-защитное вымогательство, когда владельцы источника загрязнения «продавали» право уменьшить свою СЗЗ заинтересованным в строительств соседям;

невозможность получения достоверной информации о наличии СЗЗ, так как сведения не вносились в ЕГРН;

— необходимость делать новый проект СЗЗ на всю территорию даже если требуются точечные изменения.

В связи со вступлением в действие постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (вступило в силу 15.03.2018) кардинально меняется регулирование.

Несомненно, стоит внимательно ознакомиться с этим постановлением Правительства РФ, но хочется отметить то, что сразу бросилось в глаза:

1. Исключение зависимости собственника участков, попавших в сан.зону, от злоупотреблений владельца источника загрязнения

Одной из самых революционных норм является появление прямого указания на то, что правообладатель участка, который попал в чужую СЗЗ, может самостоятельно произвести с привлечением экспертов замеры и доказать, что его участок не подвергается воздействию источника загрязнения. При этом результаты этого исследованию передаются таким заявителем напрямую в Роспотребнадзор и он принимает решение об «исключении участка из зоны санитарно-защитных ограничений», т.е. появляется реальная независимость от «злоупотребляющих» собственников источников загрязнений.

2. Установления жестких сроков (1 год для установления СЗЗ и 2 года для приведения ВРИ в соответствие) для уже введенных в эксплуатацию объектов недвижимости

Ранее в СанПин звучала фраза, что у всех источников загрязнения есть нормативная СЗЗ, но на практике она не устанавливалась и не учитывалась, а во внимание принимались только утвержденные заключением глав.врача расчетные и утвержденные СЗЗ. Теперь принципиальный подход другой – установлена обязанность правообладателей объектов недвижимости и срок для ее исполнения. Однако, не установлена ответственность за нарушение этого срока и нужно использовать общие нормы КоАП.

3. Закрепление требования о разработке и установлении СЗЗ для всех вводимых объектов при самом вводе в эксплуатацию – это норма уже не новая, но еще раз продублирована

4. Закрепление прямого указания, что СЗЗ начинает действовать с момента внесения в ЕГРН

А вот это кардинальное изменение текущей практики – сейчас суды и правоприменители исходят из общей позиции, что вне зависимости от включения/невключения в ЕГРН ограничения, накладываемые СЗЗ, подлежат применению.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/3/21/tihaya_revolyuciya_sanitarno-zaschitnyh_zon

 

Комментарии закрыты.